Игровые группы

Недирективная воспитательная позиция

Наши воспитатели придерживаются недирективной позиции в игровых взаимоотношениях с детьми. Что это означает:

- Безоценочное принятие личности ребёнка.
Отдельные действия, поступки, состояния могут быть оценены положительно или отрицательно, но ребёнок не может быть обозначен как "хороший", "нехороший", "вредный", "злой" "красивая", "добрая", "молодец", "послушный" и т.п. Исключаются любые ярлыки. Потому что личность всегда больше чем наши оценки. Мы помогаем ребёнку ориентироваться на его личную оценку поступков, а не на чужую.

- Активность, инициатива на стороне ребёнка. Воспитатель создаёт среду, возможности для выбора.
При детских конфликтах мы ожидаем, что дети разберутся сами. Вмешиваемся только в критических случаях.
Мы поддерживаем игры, помогаем их развивать и включаться всем ребятам в игру. Инициируем игры только в редких случаях, когда дети уходят в непродуктивную активность. Например, начинают бегать по кругу.
Вопросы питания отдаём на откуп ребёнку, стремясь при этом сформировать интересное для него меню и ситуацию, способствующую аппетиту.

- Общение из позиции личность-личность
Взрослый здесь как старший, мудрый друг. Правила общения, распорядок дня и др. сообщаются диалогично, с готовностью пояснить почему именно так.
Мы стремимся избегать штампов, готовых решений в личных взаимоотношениях с ребёнком. Хотя используем удачно работающие приёмы в работе с группой.
Стремимся объяснить ребёнку, как устроены человеческие взаимоотношения, а не манипулировать ребёнком, потому что нам так удобно. Исключаем жёсткие манипуляции. Например,"ты же не хочешь чтобы всем было плохо...", "ты же любишь маму..." и т.п. Вместо манипуляций стремимся удовлетворить потребности ребёнка, чтобы ему легче было согласиться с нашими требованиями.

Замечания воспитателя коротки, относятся к сути происходящего и высказываются из личной позиции, без длительной назидательности. Например, "мне не приятно, если ты приказываешь, я не хочу ничего делать в этом случае", "вы же играете вместе, нужно договариваться, иначе не интересно играть". Если ребёнок не готов воспринять замечание в данный момент, значит нужно искать другой момент или более понятную формулировку.

- И тем не менее воспитатель в игровой группе это прежде всего взрослый, определяющий правила и разрешающий сложные ситуации, задающий содержание игровых занятий, на которого всегда можно опереться и получить поддержку.